Главным технологическим вкладом России в международную экспедицию к Марсу могут стать ядерные двигатели, а также методы адаптации и сохранения здоровья космонавтов. Такое мнение высказал член специальной комиссии НАСА по пилотируемым полетам Эдвард Кроули, выступая в МГУ с лекцией, посвященной американским планам пилотируемых исследований космоса, сообщает РИА Новости.
По мнению Кроули, сейчас ни одна страна не в силах самостоятельно осуществить пилотируемый полет к Марсу, поэтому для реализации этого проекта должны объединить усилия США, Россия, Европа, и, возможно, Китай.
В 2010 году президент России Дмитрий Медведев распорядился создать космический транспортно-энергетический модуль на основе ядерной энергетической установки мегаваттного класса.
На разработку всего проекта потребуется 17 млрд рублей на 9 лет. Из этих средств 7,245 млрд рублей выделено Госкорпорации "Росатом" на создание реакторной установки. Конструктором космического реактора является НИКИЭТ им.Доллежаля (входит в состав интегрированной компании ОАО "Атомэнергопром" Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом"). Утверждено техническое задание на разработку реактора ядерной энергодвигательной установки и транспортно-энергетического модуля. Выбран и тип реактора – высокотемпературный, газоохлаждаемый, на быстрых нейтронах. Реализация проекта обеспечит снижение стоимости выведения полезного груза на окололунную орбиту в два раза по сравнению с жидкостными ракетными двигателями.
На основе нового космического реактора Центр имени Келдыша будет создавать ядерную энергодвигательную установку, на что планируется потратить 3,955 млрд рублей, а РКК "Энергия" — сам транспортно-энергетический модуль, на что выделено 5,8 млрд рублей.
Идея применения ядерных двигателей на космических аппаратах не нова: решение о разработке ядерных ракетных двигателей в СССР в 1960-е годы принимали еще академики Мстислав Келдыш, Игорь Курчатов и Сергей Королев. Подобные разработки велись не только в СССР, но и в США.
Новый проект предполагает использование ионных электрореактивных двигателей, в которых реактивная тяга создается за счет ускоренного электрическим полем потока ионов. Ядерный реактор "поставляет" необходимый для этого процесса электрический ток, и радиоактивные вещества не попадают во внешнюю среду. Предполагается, что рабочим телом в двигателе будет ксенон.
В соответствии с картой проекта на 2018 год планируется подтвердить повышение, по сравнению с традиционными, уровня электрической мощности космических систем в 30 раз и экономичности маршевых двигательных установок в 12 раз. |